Аранжировка или аккомпанемент или обработка


Аранжировка или аккомпанемент или обработка

                Иногда грань размыта. Иногда всё очень ясно. Часто стараются не задавать таких вопросов.

                Аккомпанемент. Иногда это просто серия аккордов типа "умца-умца" играемое на каком-то инструменте, чтоб помочь исполнителю не вылететь  из ритма и тональности. Ну и почему-то это лучше звучит, если певец и кто-то ему на чём-то подбрякивает. К тому же аккомпанемент создаёт некий ритм, скорость – и соответственно какой-то характер. – Это просто аккомпанемент.

                Развитый аккомпанемент. Обычно в исполнении хорошего музыканта. Музыкант не просто играет аккорды в темпо-ритме, но и как-то украшает это сопровождение – добавляет что-то своё. Это может быть один музыкант или несколько – обычно они играют так, как сами знают, как требует традиция, иногда добавляют какие-то импровизации "чтоб повкуснее было". Всё зависит – какого уровня музыканты, насколько они знакомы с традицией, со стилем, насколько понимают друг друга, насколько им интересно то, что они исполняют.

                Аранжировка. Очень часто это всё тот же аккомпанемент, иногда крайне примитивный, но "расписанный" на несколько инструментов. Обычно это барабаны\бас, гитара, и что-то чтоб пустоту заполнить - пэд, подложка, фон – назовите, как угодно. Но такой аккомпанемент уже как бы закреплён за данной мелодией, и его нужно как бы учить, чтоб воспроизводить постоянно одинаково. И чтоб создать такой грамотный аккомпанемент, грамотную аранжировку аккомпанемента, требуются услуги аранжировщика профессионала, а не просто музыканта знающего как ноты пишутся. В этом случае нужно знать, что характерно для баса, гитары, каких-то других инструментов. Но это всё ещё просто аранжировка аккомпанемента, а не сама аранжировка. Обычно это медленные песни, часто без ярко выраженной мелодии, в которых главное слова, а не музыка, не мастерство композитора и музыкантов.

Многие аранжировщики ничего другого предложить не могут – есть стили и традиция, а потому просто меняем гармонию, а дальше всё примерно одинаково, всё, как у всех во всех подобных произведениях. Такую аранжировку назвать аранжировкой очень трудно, но существует традиция называть такой "расписанный по партиям" аккомпанемент аранжировкой. Ничего не поделаешь. Это то, что обычно делают аранжировщики.

                Аранжировщик. В принципе, это всего лишь грамотный технарь, знающий стили, традиции, составы оркестров или инструментальных ансамблей, умеющие превратить простой аккомпанемент в оркестровую фактуру, создать аранжировку аккомпанемента - заполнить как-то пустоты и пр., пр., пр., В общем, чтоб хорошо звучал весь оркестр или бэнд, чтоб слушателю было приятно, а певцу не обидно.

                В старые времена, когда небо было мокрее, а вода синее, для такой работы нужны были очень хорошие спецы\технари. Оркестры множились, мода менялась, публика хотела слышать оркестры, а не тапёров, огромное количество песен и всякой другой музыки нужно было как-то адаптировать под моду, под оркестры, под … в общем, требовались услуги аранжировщика. Количество оркестров и оркестровых стилей было огромно – симфонические, эстрадно-симфонические, джазовые, приджазованные, струнные, духовые, смешанные, несколько разных музыкантов собрались и хотят чо-то поиграть … - композиторам платить жалко – кто его знает, может и слушать не будут, и вообще и так много всякого понаписали – пусть этот парень распишет нам вон ту мелодию, а мы сыграем … Людям постоянно хотелось слышать  что-то новое, а композиторы быстро не работают, да и не все их произведения становятся популярными. Зато появилось огромное количество сочинителей, которые сочиняли мелодии, и отдавали их композиторам на обработку. Потом появились оркестры, играющие в одной какой-то только им свойственной популярной  манере, которые могли как бы "сами" обработать любую мелодию в своей уникальной манере, и про композиторов как бы стали забывать, забывая и о том, что в таких оркестрах или ансамблях мелодию обрабатывали не все оркестранты сразу, а кто-то один, а то и несколько аранжировщиков по очереди. Но поскольку нот эти аранжировщики не знали, композиторами их не назвали. Зато появилось понятие "автор" песни или мелодии.

                Дальше всё стало проще – японцы выпустили самоиграйки. Это такие "синтезаторы", хотя и не синтезаторы, которые сами играют, как любой оркестр в любом стиле  – выбираешь стиль, жмёшь двумя пальцами на клавиши, и он тебе сам всё делает. Ещё одним пальцем ещё одной из рук можно ещё и мелодию протыкать. Количество "композиторов" резко увеличилось – любой, который даже напеть ничего не может, купив такой инструмент, резко ощущал себя не только каким-то там композитором, но даже очень крутым музыкантом и даже АРАНЖИРОВЩИКОМ! Одна беда – слишком всё одинаково, слишком всё узнаваемо, и совсем не так, как у "звёзд" почему-то. Вся надежда была на компьютеры – купишь компьютер с программой и сразу все проблемы решены. Такое положение существует до сих пор – покупает такой человек компьютер, ставит какую-нибудь программу ("Cubase", а то даже и сам "Cakewalk") и … надо найти дядю, который быстренько объяснит, как тут кнопки нажимать. Многие такие даже лет через 5 всё ещё думают, что все от них скрывают какую-то страшную тайну – "Как сделать, чтоб звучало? Почему у других звучит, а у меня не звучит?", "Покажите мне волшебную кнопку." Кому-то из них всё же удалось найти комбинацию кнопок – звучит немного лучше, иногда почти как у людей, но это не делает из них ни композиторов, ни аранжировщиков, ни даже очень посредственных музыкантов – всему этому приходится учиться, причём с детства, а душа требует "прям щас всё сразу".

                С компьютерами пришло следующее поколение самоиграющих инструментов, облегчившее жизнь "аранжировщиков". Такие возможности сильно облегчают создание быстрых и дешёвых аранжировок, когда клиент требует, чтоб "всё за вечер" – создать аранжировку, спеть и свести, а завтра на концерте уже исполнять. Но это не аранжировщики и не композиторы и даже не музыканты – это всё же операторы, к творчеству отношения не имеющие. Какое творчество, когда всё программа делает, а оператор  только кнопки нажимает? Даже в американских фильмах, про светлое американское будущее, нет таких программ, чтоб музыки сочиняли и романы пописывали. Хотя у Станислава Лема …

                И так, аранжировка и аранжировщик в идеале – человек, но не всегда музыкант, предоставляющий услуги аранжировщика, изначально, технарь, могущий адаптировать предложенное произведение под предложенный состав (оркестра). То есть, разложить готовое, допустим фортепианное, произведение на несколько инструментов (для оркестра). Аранжировщик не вносит ничего своего (почти не вносит), бережёт мысль\идею композитора\автора. Либо украшает\развивает аккомпанемент, чтоб не было совсем одинаково. Это то, что делает аранжировщик. Часто это вовсе не творческая работа, во многом только техническая. Но …

                В современном мире часто этой работой занимаются далеко не музыканты, а люди умеющие нажимать кнопки, составлять готовые самоиграющиеся партии японских или компьютерныных инструментов в одно, так сказать, целое. Поэтому, сбацать аранжировочку любой мелодии за пол часика в любом стиле – действительно ничего не стоит. Форма песенок всегда одна и та же – в общем, думать незачем. Цена такой аранжировки очень невысока, а клиент - сочинитель, тоже часто далёкий от музыки и творчества, всегда считает, что его мелодии или словам большего и не нужно – для него самоценна только его мелодия или слова, а качество музыкального материала, оригинальность этого материала – категории для сочинителя абсолютно не понимаемые. В результате, человек только что осознавший себя музыкантом, обращается  за музыкой к не музыканту, и получает околомузыкальное нечто, кое тонет в бездне подобного.

                В понятии сочинителя - аранжировщик это композитор, который допишет, доделает  всё, чего ему не хватает. Сочинители требуют чтоб "аранжировщик" дописал за них "вступление", "проигрыш", соло инструмента, пришпандорил бы их мелодию к какому-то стилю … в общем: "на тебе чо-нибудь – сделай из этого, чтоб все афигели, чтоб это стало хитом – потому, что это афигенный хит. И сделай мне всё это задёшево и за пять минут. Чо тут неделю или месяц сидеть?" В том-то и разница – настоящий музыкант-профи будет копаться в мелочах, а для дилетанта, часто подвиг мелодию понятно напеть или пальцем протыкать. И для дилетанта\сочинителя не существует разницы между композитором и аранжировщиком и просто оператором кнопок компьютера. Сочинителям без разницы кто напишет им вступление и "проигрыш" и соло, кто и как обработает их мелодию, кто и как сделает аранжировку. Лишь бы что-то было – в результате "Все тупые! Никто меня не понимает!" И все мелодии, соло, дописанные кем-то, это "тоже тоё. А чо таково? Моё ж произведение!"

                Возникает забавная ситуация – "аранжировщик" должен дописать, досочинить то, что не может сделать сочинитель – нужно написать вступление (часто новая мелодия), нужно написать интерлюдию\"проигрыш" или "соло" какого-то инструмента (снова новая мелодия), нужно досочинить ещё какие-то мелочи (снова новый мелодизм), иногда приходится досочинёвывать саму мелодию сочинителя, подстраивая её под какие-то требования (формы, стиля, исполнителя, музыканта-солиста, а то и автор слов чего-то вдруг потребует). В результате первоначальная идея полностью переработана, а так называемый автор ничего не делал – всё за него сделал композитор, которого в этом случае называют "аранжировщиком". Почему? Просто самому хочется вдруг стать композитором. Да, он подал идею композитору, заплати, но больше ничего не сделал.

Обработка

                Разница между аранжировкой и обработкой огромна. Аранжировка это всего лишь адаптация совершенно готового произведения к какому-то оркестру, чтоб проще – к какому-то составу музыкантов. Аранжировка не должна изменять мысли автора, не должна её испортить. В идеале аранжировка должна украсить готовое произведение. Если вы не учли в своём произведении, предназначенном для аранжировки, вообще всего – вы не композитор, вы – сочинитель. А если уж нот не знаете, писать не умеете – то с какой стороны вы композитор?

                Обработка – это то, что боятся признавать все современные эстрадные сочинители мелодий! Кажется всё просто – есть мелодия и нужно сделать из неё эстрадный хит.  В каком стиле? Стилей столько, что всего и не запомнишь – появляются новые, забываются старые, но существует нечто постоянное – Dance, шансон, Rap, Rock … разветвления, существующие в каждом стиле (гугл в помощь) в принципе остаются в традиции самого стиля. Можно долго рассуждать о разнице между американским и французским или индийским Rap или Danceили Rock или Blues, но традиция\основа одна и та же.

                Как же выбрать стиль для песенки? Прийти к "аранжировщику" и ткнуть пальцем наугад? Попробовать в одном стиле, а потом у другого "аранжировщика" в другом? – вдруг этот не такой "тупой", как тот, и сразу всё нормально сделает? А может быть, просто приказать? – "Хачу штап рок!" И пусть этот придурок сам выкручивается за мои бабки! Но, может быть, дело не в "аранжировщиках", а в самом сочинителе?

                Иногда всё решает либо сам исполнитель, либо его менеджер. Исполнители исполняют материал обычно только в одной какой-то манере, и какую мелодию ему не принести, он всё равно потребует чтоб она была обработана в нужной ему манере.

                Если вы композитор – такого вопроса возничь не может! Если вы сочинитель, да ещё и никогда толком не пели, и ни на чём толком не играете – вряд ли вы угадаете в какой манере в каком стиле должна быть обработана ваша песенка. Хороший аранжировщик потребует точного указания – ему нужно точно указать стиль и даже манеру. Лучше бы ему самому решить! Каждая мелодия имеет свои стилистические признаки, понятные только профи, и в каждом стиле существует множество, для сочинителя – бесконечное множество, всяких штучек, без которых данный стиль не существует. Каждый композитор или аранжировщик (настоящие композиторы и аранжировщики) тяготеет к нескольким определённым стилям (смотря к кому попадёте), у каждого оператора кнопок компьютера – свои тараканы и чисто технические идеи, к творчеству отношения не имеющие. Лучше бы вам найти композитора, который может обработать вашу мелодию\песенку. Который может "уделать" её так, чтоб она зазвучала в каком-то конкретном стиле, в конкретной манере. Этот и есть "обработка", хотя само понятие "обработка" намного шире.

Иными словами, обработка – создание готового нового произведения из какого-то начального материала, из мелодии например, или из трёх нот, или из трёх мелодий. Можно взять чью-то мелодию и обработать её в симфоническом произведении: Паганини, "24й каприс" и С. Рахманинов, "Рапсодия на тему Паганини"; И.С. Бах, "Фуга на тему Альбинони"; В.А Моцарт, Вариации на тему "чьей-то мелодии из какой-то оперы" (много их у него, и не только у него, таких вариаций). Можно обработать одну и ту же мелодию в стиле Rock, как Rock-Ballad, или для фортепиано и флейты, как тема с вариациями, или … или … или … вариантов слишком много – смысл всегда один – из какого-то начального материала, создаётся совершенно новое произведение, о котором, автор  этого начального материала,  и подумать не мог. Обычно и часто это именно чьи-то мелодии, автор которых всегда указывается, но автор мелодии не является автором этого нового произведения.

                Почему это называется ОБРАБОТКА. В основном потому, что данная мелодия обрабатывается композитором, обретая, смысл, стиль, настроение, колорит … Или же известная мелодия обрабатывается как-то совершенно иначе, не так как её создал автор. Меняется колорит, темп, меняется сама идея, меняется объём материала … Или же – одна и та же мелодия может быть обработана автором\композитором в разных стилях и манерах – всё зависит от решения самого композитора.

                Обычный сочинитель сочиняет мелодию (записать её буквами\нотами он не умеет), затем приходится решать – "а как её сделать" = как её засунуть в Danceили Tranceили ещё в какой-то стиль. Если сочинитель сам никогда не пел, ни играл, а только сочинял, или плохо пел и плохо играл, то и мелодия его – "ни то, ни сё" и её предстоит ещё обработать для какого-то стиля, певца, для ансамбля – скрипки не играют так, как гитары, а флейты, как синтезаторы, да и певцы не роботы – им дышать нужно. Нужно придать произведению какой-то колорит – мрачный, добрый, танцевальный … в общем, нужно оживить мелодию. К кому идти? К аранжировщику или к композитору, или к японосинтезатору?

                Аранжировщик – тот кто аранжирует, украшает готовое произведение (абсолютно готовое), не меняя его идею. Всё зависит от того, на сколько оно готово. Если "как-нибудь" или вообще "никак" ток мелодия без слов, то и аранжировка получится именно такой-же, или просто аранжированный аккомпанемент.

                Японосинтезаторщик или "компьютырщик" – в лучшем случае получится как у японского синтезатора = готовые узнаваемые варианты, или нечто аморфное с эффекиами.

                Композитор - при обработке вашей, так бывает абсолютно всегда, ваша мелодия будет изменена (может быть просто перестанет существовать в первоначальном виде) соответственно требованиям стиля, самого композитора, тех музыкантов, которые будут это исполнять (они тоже привязаны к конкретному стилю). В результате возникнет вопрос: и кто тут композитор? Тот кто подал идею и оплатил её воплощение? Или тот, кто воплотил всё это, создал из вашей мелодии некое чудо? Ведь ты сам без этого композитора, без его таланта – просто ничто. Сам-то ты ничего не умеешь!!! Попадёшь в руки таланта – получишь чудо (если сможешь осознать то, что получил). Попадёшь в руки такого же, как ты, ухаря – и всю жизнь будешь бормотать "Все тупые! Никто меня не понимает. Я непризнанный гений!" Это факт.

                В заграницах, и на том свете – в Америке, существуют чёткие разграничения – есть автор идеи, и есть композитор, без которого твоя идея – ничто. У нас же – композитор тот, кто заплатил композитору, даже не являясь музыкантом.

                Можно, конечно, бормотать о том, что дилетанты создают идеи, но реально – это фикция удобная для дилетантов. Если кто-то подал идею художнику, и художник использовал эту идею в своей картине – неужели художником будет тот, кто подал идею? Неужели автором романа будет считаться тот, кто подал писателю идею романа или сюжета? Неужели автором научного открытия будет писатель фантаст, который описал эту идею на пять или двадцать лет раньше, а не тот учёный, который воплотил эту идею?

                Художникам, писателям, инженерам, конструкторам, химикам, физикам, программистам  и пр. заказывают произведения, изобретения, картины и платят за это. Заказчик оплачивает проект (воплощение своей идеи), но автором никогда не является (в лучшем случае соавторство). Но если вы подали идею композитору и оплатили её – вы несомненно композитор? А тот кто выполнил ваш заказ – он даже в соавторы не годится? Просто аранжировщик?

                Кому-то круто везёт, кому-то никогда не везёт, у кого-то просто есть деньги.