Композитор или сочинитель


Композитор или сочинитель

Композитор, это музыкант, обладающий достаточными знаниями и умениями для создания абсолютно законченного произведения, включая аранжировку и исполнение зачастую всех партий, если это электронное произведение (Dance, Trance … академические стили …).

                Авторская аранжировка намного ценнее, чем аранжировка какого-то постороннего человека – кто ещё кроме самого автора может знать, что должно быть заложено в его произведение, как должны звучать партии инструментов? И это могут сделать только профи, а не "гениальные" дилетанты.

                Сейчас часто называют композиторами людей без музыкального образования. Считается, достаточным сочинить мелодию и как-нибудь её напеть – остальное доделает так называемый "аранжировщик". Странно было бы услышать: "Я писатель, только писать не умею. Букв не знаю." Странно было бы услышать: "Я певец – только петь не умею"; "Я изобретатель – только ничего не изобретаю, зато столько идей …". Но в музыкальном мире именно такие люди постоянно называют себя композиторами: "Я композитор - только нот не знаю, писать не умею, и мелодию не могу точно напеть …"; "Я сочинил и напел мелодию – значит я композитор", а "знать ноты, уметь "играть" хоть на чём-нибудь – не моё дело – пусть аранжировщик пашет – я ему денег дам". К сожалению именно у таких достаточно денег чтоб "продвигать" себя – платить композиторам, певцам, продюсерам и т.д.. К сожалению! И именно композиторы делают из этого планктона конфетки, но имён самих композиторов не указывают или не афишируют, или называют их "аранжировщиками".

                Кто-то обязательно скажет: "Это гении-самородки, которые порождают гениальные идеи не доступные профессионалам и т.д.". Ерунда! Только профи могут развить идею, и из трёх банальных нот создать что-то удивительное – и, так происходит всегда, первоначальная банальная, очередная "гениальная" идея "самородка" по мере её развития, превращения в конфетку, фактически перестаёт существовать, перевоплощённая талантом или возможностями композитора – по-другому и быть не может так, как нужно к этой мелодии добавить аранжировку (не просто аккомпанемент), аранжировка должна поддерживать идею мелодии и текста, поддерживать или даже создавать настроение, потребуется добавить "вступление", "проигрыш", и "что-то ещё" (прелюдия, интерлюдия, постлюдия, импровизация …), захочется изменить саму мелодию, уточнить слова, и прочая, прочая, прочая … Кто-то должен всё это сыграть (исполнить) на инструментах чтоб звучало, а не просто протыкать чо-нить одним пальцем. Если предполагаются живые музыканты, с ними всё это нужно разучить, убедить исполнять так "как нужно", а не так "как получится" … в общем, проблем, при воплощении идеи много, и сама идея не может стоять на месте просто как "идея" – она всё равно будет так или иначе меняться, становиться чем-то большим чем то, что было. Всё это могут только композиторы профи. Дилетант даже не поймёт, что, собственно, происходит. Но связи и деньги решают всё. Так было всегда – огромное количество талантов становились признанными, известными только после смерти, иногда через очень много лет. Кому-то везло больше, кому-то меньше, кто-то был очень удачлив. Ну, а пробивные с деньгами и связями … кто о них сейчас помнит?

                Не спорю: бывают очень талантливые сочинители, но это только в песенном жанре (это не инструменталисты). И снова это именно профи – профессиональные певцы, иногда так называемые "любители" – им, в общем-то, зачастую и аранжировка-то не нужна, а только аккомпанемент, чтоб что-то выразить голосом и словами. Такие люди тоже большая редкость (см. "Аранжировщик или аккомпаниатор"). И опять же – это сочинители – это не композиторы – кроме песен в каком-то одном стиле они ничего не могут. И часто они пользуются одной "аранжировкой" (или лучше сказать: одним типом аккомпанемента) во всём своём творчестве – большего им не требуется – всё, что им нужно, они могут выразить только своим голосом, вокальным мастерством. Кому-то везёт – встречается им композитор, и всё поднимается на новый уровень.

                И так: КОМПОЗИТОР – это, прежде всего, очень грамотный музыкант с идеями и умениями, способный создать всё сам – идею, её воплощение, исполнение. Обычно этому долго учатся либо в официальных заведениях, либо частные уроки опять же у профи – чем больше знаний и умений – тем больше идей и возможностей.

                Композиторы, конечно тоже не могут быть абсолютно-универсальными – у каждого есть какие-то особые предпочтения, в которых он настоящий дока, но эти предпочтения обычно весьма обширны - нам всегда хочется попробовать что-то новенькое, то, что ещё не делал – замыкаться в чём-то одном – скучно. И у каждого композитора, иногда очень рано, складывается некий свой стиль – я не знаю, как объяснить, что такое "стиль". Лицо? Т.е. композитор всегда "узнаваем" по тому, как звучат его произведения. У сочинителей стиля не может быть (не может быть "лица"). Откуда ему взяться, если его произведения постоянно обрабатывают разные композиторы или аранжировщики, а следовательно, его "произведения" постоянно зависимы от "Я" очередного композитора или аранжировщика, а то и от самоиграющего японского "синтезатора" – нажимаешь три ноты, и "синтезатор" сам всё делает – на кой тут чему-то учиться?

                Набрёл в Интернете на забавные объявления: напишу песню за один день. 200 рублей; напишу любую песню за 15 минут. 300 рублей; напишу песню в любом стиле за один день со словами. Свадебную, поздравление с юбилеем, корпоративный гимн, для друзей за 300 рублей; и т.д., кажется, там было несколько сотен таких желающих. Очень многие сочинители почему-то думают, что если на известную мелодию сочинять разные слова – то это каждый раз "новая" песня, а не одна и та же с разными словами. Причём, обычно, чья-то чужая песня, а не своя собственная. Обычно такие "чужие" песни стараются назвать "народными" – "музыку  сочиняет народ – мы, "композиторы", только аранжируем народное. Следовательно, если я беру песню у кого-то, значит я беру у народа. Кто говорит "плагиат"? – Я говорю "традиция"" (М. Глинка + мультик "Пиф-паф, ой-ой-ой"). Для кого-то это хорошая логика, но это всего лишь логика.

                Скорость сочинения песни за 200 рублей не является показателем профессионализма, количество сочинённых мелодий тоже. Создание песни от мелодии до готового варианта – довольно сложный путь. К тому же каждый исполнитель песни (любого музыкального произведения), всегда требует что-то только ему подходящее, и вносит это "своё" в исполнение. И это "своё" в данном произведении, запросто так и за 5 минут не проявится – исполнителю, как и композитору, нужно ещё как-то пережить то, что пишешь, исполняешь. Поэтому понятия "быстро" и "хорошо" обычно не совместимы. Но "быстро" и "так себе" или "полная фигня" – это всегда вместе. Ни писатели, ни поэты, ни сценаристы, ни художники, ни изобретатели, ни учёные никогда за один день ничего не создают (попробуйте за день или за 15 минут просто переписать текст какого-нибудь романа) – всегда нужно время – пережить, осознать, прочувствовать. И если кто-то из них что-то создал за несколько дней – так до этого несколько лет переживал, готовился, накапливал. Обычно такое бывает один раз в жизни. А для сочинителя всегда всё просто – каждые 15 минут напевать по "новой" мелодии, не думая о том, что это просто варианты одной и той же мелодии. Но многие считают достаточным просто слова менять  для одной и той же мелодии.

                Часто приходится сталкиваться с тем, что кто-то из сочинителей, придумав какую-то мелодию, начинает долгий путь в несколько лет, а то во всю свою жизнь, по её воплощению: меняет аранжировщиков, пытается что-то объяснить им на пальцах, постоянно ощущает  "опять не то получилось", а может быть стиль поменять, добавить "чо-нить", и вообще все виноваты и аранжировщики и певцы, и музыканты – ну, не могут они его понять, а он ничего объяснить не может, а учиться не хочет и ни за что не будет, "а мелодия просто супер – куда там кому угодно, но все тупые …". Композиторы поступают проще – если материал не поддаётся сейчас – нужно вернуться к нему позже – с новым опытом, с новыми возможностями и умениями – нельзя стоять на месте, нельзя жить одной единственной идеей.

                Мелодия песни, слова – это всегда какая-то идея, желание что-то выразить. У композитора всегда много неких композиторских возможностей выражения, воплощения этой идеи – больше опыта, больше сопутствующих идей, больше возможностей – это моя идея, и я с ней делаю то, что считаю нужным – меняю аранжировку, как захочу; инструменты, партии инструментов; саму мелодию – в общем, делаю всё, что захочу пока не получу того, что меня устроит.

                Для сочинителя как бы всё проще – надо подыскать кого-нибудь, заплатить, как можно меньше, и он всё сделает, как можно быстрее - дилетанты для дилетантов выполняют такую работу за один вечер, т.е. часа за 3-4: аранжировка, тут же запись голоса, тут же сведение. Но даже не очень хороший певец-профессионал согласится потратить на это хотя бы месяц. Так называемые "супер-профи" потратят на это ещё больше времени, т.е. работа закончится только тогда, когда получится то, что хочется.

                Что же можно сделать за 3-4 часа? Да ничего. Если на всё даётся 3-4 часа, значит на саму аранжировку затратится около 30 минут, в лучшем случае час, и сочинитель, стоя за спиной у … э … того, кто это делает, будет демонстративно переживать "Почему так долго?! А я-то думал вы профессионал!" Но за час  можно лишь создать нечто на что-то похожее - нет времени даже мелодию толком осмыслить – можно только осознать "весело" или "грустно", быстро или медленно, а дальше – "как у большинства", "как у всех" (таких же).

                Если композитор оказывает "услуги композитора" при обработке Вашей мелодии – значит, он насыщает её какими-то свойственными ему идеями для создания готового произведения. Просто одной мелодии всегда очень мало, для полноценного произведения, привязанного к какому-то стилю, жанру. Т.е. композитор в любом случае будет создавать из Вашей мелодии нечто своё, и на это потребуется время (не один день). Хорошо, если между вами возникнет контакт. Аранжировщик тоже, конечно может чо-нить досочинить к Вашей мелодии, но это будет именно "чо-нить чтоб было".

                Аранжировщик просто запихивает Вашу идею в указанный стиль, иногда безо всякой идеи запихивает в аранжировку всяко-разно – чтоб что-то было; чтоб не скучно было; чтоб было, как у других; но чаще просто стандарт – бас, барабаны, скрипочки что-то тянут, гитарка что-то брякает – у всех же так! Что вы ещё хотите?

                - Я сочинил Dance – он взорвёт весь интернет. Сделайте мне аранжировку.

                - Но это романс из позапрошлого века.

                - А я говорю, что Dance. Короче, вы не умеете – я ещё 100 других аранжировщиков в интернете надыбал.

                - Ну хорошо – будет вам Danceиз вашего романса – давайте ваши бабки.

                Аранжировщик не станет копаться - годится ли здесь гитара или флейта, или какой-то другой инструмент – это не его произведение, и ваши переживания ему непонятны  – всандалит, что пожелаете, то, что модно, или то, к чему привык – нравится ему Rapи в вашем романсе будет Rap; тяготеет ваш аранжировщик к "House", и вашей "RockBallad" всё это будет просто необходимо вашему "шансону". К тому же за деньги сочинителя, он во всём с ним согласится – чего клиента терять? Да и сочинителю обычно непонятно чем мелодия романса отличается от мелодии RockBallad или Dance, или почему у аранжировщика вдруг получилась пионерская песенка из предполагаемого супер-пересупер Поп хита, хотя он и пионеров-то никогда не видел.

                "Я написал четыре песни на русском и английском, только у меня слов пока нет" – такое тоже бывает у сочинителей. Такому "композитору" приходится запрашивать "услуги композитора" у настоящего композитора. И что бы композитор для него не сделал, для сочинителя он всегда остаётся аранжировщиком.

                Композитор точно знает, что он хочет написать – Danceили симфонию. И пока он пишет это произведение, сама собой возникает аранжировка. Допустим, это всё же Dance – если песню пишет композитор, он изначально будет подразумевать этот стиль, технические возможности и требования этого стиля, манеру вокала, манеру ритм-секции ... Причём мелодия будет писаться сразу со словами – слова и мелодия в песне – всегда одно целое.

                Сочинитель же сочинит только мелодию без слов (песни без слов не бывает или сочиняется совсем не песня). Затем ищем, кто слова пришпандорит. Пришпандорим слова  - тут уже какие-то несовпадения между смыслом мелодии и смыслом слов – а как понять о чём эта мелодия? Хорошо, если подвернётся Поэт, а не другой сочинитель. Затем ищем того, кто пришпандорит к этому инструменты, так называемую "аранжировку"  - опять несовпадения по смыслу – мелодия о чём-то, слова "где-то рядом", аранжировщику вообще всё "пофиг". В результате получается что-то, что как-то звучит, и кто-то что-то там поёт, друзья всегда скажут "О! Супер!", и похихикают, когда отвернётесь.

                От того и советую искать композитора, который "услуги композитора", а не "аранжировщика" – композитор может создать из предложенного материала, нечто цельное, в котором нет конфликтов между мелодией, словами и аранжировкой. Обязательно послушайте то, что уже создал этот композитор – не понравится – ищите другого, понравится – предложите свои идею и деньги.

                В старые времена, когда вода и небо были не то, что сейчас (синее, мокрее, ярчее и чищее) так и писалось "Композитор Такой-то, вариации на тему Такого-то", "Соната на тему Кого-то", "Песня на мелодию предложенную Кем-то". И прежде композиторам так же заказывали произведения на "свои" мелодии, на свои слова, на какие-то сюжеты, но заказчик в лучшем случае считался соавтором, но чаще просто оплачивал. В современном мире (там за бугром) так и продолжается – есть "автор идеи", и композитор, который эту идею воплотил, иногда у одного произведения множество соавторов, в частности солисты-инструменталисты, иногда те, кто просто платит, но это соавторство – композитор-то один.

В нашем же пространстве всё просто – "я чо-то там напел – значит, я композитор". В "композиторы", как и в "экстрасенсы", стремится огромное количество абсолютно безграмотного народа, певцами-звёздами считаются те, у кого деньги есть на рекламу – поют они исключительно под "плюсовки". В результате всё очень забавно – "Я композитор – потому, что мелодии напеваю, или покупаю, и больше ничего не умею", "а я певец, потому, что у меня есть "мои плюсовки", только я петь живьём не умею". В мире живописцев, писателей, учёных это называется воровством, в нашем (незабугорном) мире музыки(?) – традиция.

Если кто-то предложил живописцу тему для картины, значит, он предложил тему, но автор тот, кто написал эту картину. Автор научного открытия не писатель фантаст, который описал это открытие 20 или 50 лет назад, но тот, кто реально совершил это открытие. Автором романа считается тот, кто реально написал этот роман, а не тот, кто предложил писателю сюжет. Но если кто-то в нашем, тутошнем, прям здесь, мире предложил композитору мелодию значит, он и есть композитор, а сам композитор всего лишь аранжировщик.

Наверно, пора уже называть вещи своими именами.

Я композитор. Я готов сотрудничать с кем угодно, но Я композитор.